Правила игры в Кроссминтон
Благодаря своей концепции, в кроссминтон можно играть как на открытом воздухе, так и в помещении — для этого были разработаны определенные правила ещё в далеком 2001 году, которые со временем претерпели изменения.
Кто с кем и как играет
Основная суть игры такая же, как и в аналогичных ракеточных видах спорта. Нужно попасть в площадку соперника так, чтобы он не смог отбить или ошибся и попал в аут или сетку.
Однако первое и главное отличие кроссминтона от бадминтона и большого тенниса — отсутствие сетки!
Необходимо из своего квадрата попасть спидером в квадрат противника, чтобы он не смог его отбить или ошибся при отбивании. Если вы отбили и попали в зону аута, то противник заработает очко. Нельзя отбивать и в потолок или стену — при попадании в них сторона так же автоматически проигрывает очко, если не было оговорено иное перед матчем.
Хочу отметить основное отличие от тенниса и сквоша: волан не должен быть отбит после отскока — удар должен быть произведен до падения волана на землю!
Играть можно одиночную игру (1*1) или парную (2*2).
Главное правило парной игры – один игрок считается игроком передней линии, а его напарник, соответственно, задней. Потерей очка будет считаться, если игрок задней линии зашел за переднего и наоборот. На серьезных соревнованиях нередко практикуется приём подачи двумя игроками на передней линии: силовые подачи очень мощные — это нелишняя возможность помочь своему напарнику принять волан. После приема игрок задней линии отступает и следует согласно оговоренной тактике.
Поле для игры в кроссминтон
Для самой игры используется 2 квадрата, размером 5,5 на 5,5 метра, между квадратами расстояние 12,8 метра – зона аута.
В плей-оффах серьезных соревнований используют дополнительную разметку корта для более четкого определения падения волана. Вместе с дополнительной разметкой привлекают линейных судей, так как с боку определить место падения волана гораздо проще, чем стоя к нему лицом.
Лайф хак: теннисный корт как поле для игры в кроссминтон
Теннисный корт может вмещать в себя две полноценные площадки для игры. Для этого берется, например, малярный скотч и доклеиваются дополнительные линии разметки. Это линия, которая делит площадки вертикально (по 5.5 метров с каждой стороны), а также горизонтальные по краям, примерно 1.5 метра каждая. Дополнительно еще наносят разметку подачи. Так как 3 метра отмерить на глаз достаточно сложно, то есть простой способ как это сделать: достаточно отмерить 10 ступней. Как раз примерно 3 метра и получится.
Ракетки и Волан
В кроссминтон играют специальным воланом — он называется спидер и специально спроектированными ракетками.
Как ведётся счёт
Партия играется до 16 очков.
Каждая сторона осуществляет 3 подачи подряд вне зависимости от их исхода (в бадминтоне или сквоше подача переходит выигравшей очко стороне).
Если же счёт в партии достиг 15:15, то переход подачи происходит после каждого розыгрыша очка, а сама игра длится пока один из игроков не достигнет 2 очков преимущества.
Подача
Главный нюанс при подаче: она должна осуществляться не менее, чем за 3 метра от передней линии. Подача осуществляется по аналогии с бадминтоном — ракетка не должна быть выше бедра, то есть не над головой, а снизу.
Подача при парной игре. Очередь подачи переходит к каждому из 4 игроков по очереди. При этом одна команда не может подавать дважды подряд — сторона подачи меняется каждые 3 очка, как и в одиночной игре. При этом подающий игрок автоматически считается игроком задней линии.
Совет:
Вам нужно всегда стараться подать так, чтобы сразу не получить смэш на свою сторону. В кроссминтоне, как вы уже знаете, сетки нет. Это даёт определенную свободу действий. Так например, можно подавать практически горизонтальную подачу — она называется силовая: удар по волану осуществляется как можно ниже к земле. А можно подать навесом на заднюю линию, что заставит противника тратить силы на перемещения.
С принятием подачи никаких хитростей нет. Надо просто находиться в любой зоне квадрате и отбить в квадрат противника любым удобным способом. В парной игре принимать может любой игрок. Главное не зайти друг за друга (не забыть про правило переднего и заднего игрока).
Смена сторон при игре
Также в правилах присутствует элемент смены сторон в решающей партии: смена площадками каждые 6 сыгранных очков, то есть по 1 циклу из 3 подач для каждого игрока. Правило смены площадок в решающем матче точно также действует и в парной игре. При наборе каждых 6 очков происходит смена сторон на площадке.
Вот такие не сложные правила! Теперь вы можете прийти к нам в московскую секцию и опробовать кроссминтон.
Правила составил: Алексей Соколов